Мифы и боги Древней Греции

Лектор — Череватов Андрей Евгеньевич

«Илиаду» сложно читать просто потому, что, как и любое эпическое произведение, она один за другим и почти моментально даёт ответ на вопросы, которые вы не только что не успели, но вовсе и не собирались задавать, и в этом плане она, «Илиада», представляет собой и суть, и основу образования — образования классического. Вольно или невольно образование навязывает систему ценностей, мало общего имеющую с личными устремлениями, желаниями и представлениями, но именно потому, что целью его, образования, является как раз максимально возможное удовлетворение этих весьма личных желаний. В реальности осуществимо только то, что интересно не только тебе одному. Чтобы узнать, что интересно не всем, но хотя бы некоторым, необходимо это записать. «Илиада» и есть такая запись, есть одно из самых кратких перечислений простых вещей, ответов на незаданные вопросы. Цель этих коротких лекций и заключается в том, чтобы поставить, выслушать и систематизировать вопросы, ответы на которые предложены «Илиадой» — текстом, положенным в основу весьма неплохой системы образования, в течении нескольких столетий приносящей весьма неплохие результаты.

Читателей «Илиады» всегда смущало, что боги принимают участие в сражениях наряду с людьми и героями. Явившиеся на защиту Трои племена — предки современных народов Южной Европы, России, Сирии и Ирана.
Герои Греции — это цари греческих городов и островов. Даная — это не только знаменитая картина Рембрандта, но и наша «Царевна-Лебедь»
Многие строфы «Илиады» представляют собой законченную мифологическую картину мира. Одна из загадок «Илиады» — тайна ее звучания.
Герои Трои — это рыцари средневековой Европы. Покинувшие Трою обрели новую жизнь на перекрестках европейских городов.
Многие эпизоды «Илиады» послужили основой европейской драматургии. История Елены Прекрасной вдохновляла Шекспира и Гете.
В европейской драматургии 17-20 вв. трагедия Крессиды затмила красоту Елены. Подлинность текста «Илиады» подтверждается достаточным числом артефактов: мраморными табличками, мозаикой корабля Гериона, многочисленными изображениями на греческих вазах.
Основной конфликт «Илиады» — противостояние проклятия рода (в данном случае Атрея) и личной судьбы (Ахиллесова пята). В Древней Греции лошадям поклонялись, но боялись их, как стихии чуждой, непонятной, враждебной.
Лошадей по греческим мифам создал Посейдон — бог, Трое враждебный, отсюда и возник образ троянского коня как коварного подношения. Западно-европейское искусство предпочитает Гектора Ахиллу, не исключая и русской живописи.
Сюжеты «Илиады» и «Одиссеи» — ведущие сюжеты мировой литературы даже в 20 веке.Самый яркий пример — роман Джеймса Джойса «Улисс». Путь Одиссея на самом деле история жизни почти каждого человека.
Почему в «Илиаде» два Аякса? Согласно уговору, предложенному Одиссеем, после похищения Елены, ее бывшие женихи собрались в Авлиде.
Три разных, противоположных по характеру типа героев, образцы для подражания греческих юношей. История Гарри, Гермионы и Рона — еще одно доказательство влияния античной мифологии на умы современных писателей.
Американский психоаналитик Джин Шинода Болен находит архетипы античных богинь, в том числе и виновных в Троянской войне, в каждой современной женщине. Семейная ссора олимпийских богов в «Илиаде» — отражение реальных отношений в древнегреческом социуме.
«Илиада» начинается с не сразу замечаемых трагических историй любви: безнадежной любви Брисеиды к Ахиллу и последней и спасительной любви Агамемнона к Хрисеиде. Род Агамемнона происходит от страсти Зевса к богине Плуто, чем и предопределен характер верховного вождя ахейцев.
Взаимоотношения Зевса и Фетиды.