Учебно-проектная деятельность

Содержание программы «Учебно-проектная деятельность»

Основные мероприятия сроки
1. Введение в программу, цели и задачи программы, ознакомление
участников с ее задачами и содержанием, индивидуальное планиро-
вание работы каждого участника на учебный год. Этапы работы над
учебным проектом.
1 час
2. Качества ученика. Формы продуктов учебно-проектной деятель-
ности. Области приложения полученных знаний. Дневник учебно-проектной
деятельности. Качество выполнения учебного проекта и критерии
его оценки.
1 час
Итого: 2 часа

Учебно-проектная деятельность является частью самостоятельной учебной работы учащегося, продуктом которой становится тематическая работа по какому-либо школьному предмету, содержащая ответ на поставленный самим учеником исследовательский вопрос, называемая учебным проектом.
Цели программы
— создание условий для формирования и приобретения исследовательских умений учащихся, условий для личностного роста школьников, выработки самостоятельности и инициативы, способствующих формированию ключевых компетенций;
Учебный проект – это временная совместная учебно-познавательная работа учащегося или группы учащихся, имеющая общую цель, согласованныеметоды, способы деятельности, направленная на достижение общего уникального результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Ключевые компетенции – компетенция, в переводе с латинского,
означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает по-
знаниями и опытом.

— понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов, и объединение их на качественно новой основе во время поиска ответа на поставленный исследовательский вопрос, который может лежать как в плоскости одной науки, так и на стыке разных;
— перестановка акцентов с традиционных образовательных форм взаимодействия «передача знаний от учителя к ученику» на диалог, сотрудничество, партнерство учителя и ученика, их совместный поиск новых комплексных знаний, совместное формирование картины целостного восприятия мира.

Задачи программы
Работа над проектом позволяет педагогическому коллективу целенаправленно воздействовать на учащихся и решать следующие образовательные и воспитательные задачи:
— Обучение планированию.
В процессе учебно-проектной деятельности учащийся учится четко определять цель, описывать основные шаги, необходимые для ее достижения, на протяжении всей работы быть сосредоточенным на ее достижении.
— Формирование навыков сбора и обработки информации.
Во время работы учащийся учится определять, какой информации ему не хватает, понимать, где и как ее найти, как ее хранить, систематизировать и использовать.
— Развитие аналитических способностей и критического мышления.
Работа над проектом позволяет научиться критически подходить к имеющейся информации, анализировать ее и делать промежуточные выводы, выделять из общей массы тематического материала то, что позволит дать ответ на поставленный исследовательский вопрос.
— Развитие письменной речи.
В процессе учебно-проектной деятельности формируется и развивается умение ученика письменно представлять
результат своей деятельности, умение грамотно, логично и общедоступно излагать свое понимание предмета, формулировать свои выводы.
— Формирование навыков оформления письменных работ.
Работа должна иметь четкую структуру, быть библиографически и литературно грамотно оформлена (должны быть сноски, список изученной литературы, верно описанные библиографические данные). Это требует дополнительных знаний и навыков. Тема должна быть изложена научным или публицистическим стилем, текст должен быть грамотным и уникальным (не должен быть заимствованным, не должен со-
держать плагиат)
— Развитие устной речи.
Защита проекта способствует развитию монологической речи ученика. Во время презентации отрабатывается техника устного ответа. Ученик учится устно представлять результат своей работы, ясно, кратко и четко излагать свои мысли, внятно и авторитетно отвечать на вопросы. Выступление должно иметь структуру, выраженную в плане. Речь должна быть правильной, не содержать слов-паразитов и вынужденных
пауз, она должна быть предметна и оснащена необходимыми терминами.
— Развитие творческих способностей.
Работа над проектом, а так же и его защита, независимо от выбранной формы, помогают ученику проявить себя с
творческой стороны, продемонстрировать свои таланты и развить их.
— Развитие навыков владения компьютером.
Учебно-проектная деятельность предполагает активное использование учащимся компьютерной техники и различных программных продуктов, что способствует более глубокому изучению предмета информационных технологий и получению практических навыков по нему
— Развитие навыков коллективной работы.
В работе над групповым проектом ученик учится быть организованным, четко понимать свою роль в достижении коллективной цели, передавать часть ответственности своим товарищам и с усердием относиться к своей части работы.
— Развитие коммуникативных навыков.
Учащийся должен уметь в процессе работы над проектом общаться с разными людьми: с другими учениками, участниками проекта (если это групповой проект), с людьми носителями информации, с людьми, которые помогут представить проект. Общение должно быть результативным и бесконфликтным.
— Формирование позитивного отношения к работе.
Учащийся, работая над учебным проектом, учится проявлять инициативу и энтузиазм, получать удовольствие от выполняемой работы, от достигаемого результата.

Учебно-проектная деятельность — это глубокое и выходящее за рамки стандартов изучение какой-либо темы.

Проект – это самостоятельная разработка темы, поиск дополнительного материала, творческое его переосмысление.

Проект дает возможность применить теоретические знания на практике.

Кроме этого, проект соединяет знания воедино, они становятся объемными, выстраиваются в систему.

Проект — это  качественная и глубокая проработка  темы,  творческая реализация себя, развитие навыков исследовательской работы, умения системно мыслить, задавать правильные вопросы, самостоятельно находить ответы на них.

Проектная деятельность учит умению ставить цель, находить способы ее оптимального достижения, работать с информацией, а затем доходчиво и понятно представлять полученные результаты.

По окончании проекта ученики создают презентацию. Создание хорошей презентации – это умение выделить главное, то, что будет интересно и значимо для других.

Видео проектов учеников

Методические совещания по учебно-проектной деятельности

Цель – обсуждение проблемы исследования в учебно-проектной деятельности
Задачи:

  • Обеспечение коллективного обсуждения работы над проектом
  • Знакомство всех преподавателей с планом работы по конкретной теме над проектом
  • Координация работы учителей-предметников с учётом проводимого проекта
  • Составление совместного чернового плана проекта
  • Обсуждение этапов работы над проектом

Содержание деятельности:

  • Изучение тематического планирования по конкретной теме проекта
  • Совместное обсуждение вопроса исследования
  • Предложения по обсуждению  сопровождения учебно-проектной деятельности в классе на разных уроках

Формы работы:

  • Заседания
  • Семинары
  • Открытые уроки
  • Презентации проектов
  • Совместное обсуждение

Организация деятельности:

  • Заседания проводятся один раз в неделю
  • Презентации проектов проводятся в соответствии с годовым планом работы по учебно-проектной деятельности
  • Присутствуют преподаватели-предметники и классные руководители
  • Ведётся протокол заседания
  • Презентации снимаются на видео камеру

Ожидаемые результаты:

    • Проведение интересного исследовательского проекта
    • Активизация деятельности учащихся
    • Совместная работа всего коллектива над качествами учащихся с целью создания творческой, общественно активной, помогающей и заботящейся об окружающей среде личности.

 

Руководитель учебно-проектной деятельности — Гафурова Ирина Михайловна.