Работа со словарем

Работа со словарем

Цель программы:

Создание условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, формирование опыта самообразования.

Задачи программы:

  1. Научить учащихся свободно пользоваться словарями и другой справочной литературой.
  2. Пополнить словарный запас учащихся.
  3. Снять препятствия в понимании текстов разных стилей.
  4. Усилить интерес к обучению.

Содержание программы «Работа со словарем»

Основные мероприятия сроки
1. Знакомство с целями и задачами программы. 1 час
2. Виды словарей. Структура словарной статьи. 1 час
3. Отработка умения находить непонятые слова в тексте и узнавать их значения. 1 час
4. Отработка технологии работы со словарем (тренинг) 1 час
Итого: 4 часа

Основные принципы реализации программы.

Работа со словарём ведётся на каждом уроке. Учителя-предметники планируют работу со словарём, чтобы ученики могли узнать значения незнакомых слов и их этимологию. Задача учителя, владеющего технологией работы со словарём – воспитать любовь к сло-варям, потребность обращаться к ним постоянно.

 

Алгоритм работы со словарём:

  1. Найдите слово в словаре.
  2. Определите, какое значение подходит.
  3. Прочитайте это значение и перескажите его партнёру.
  4. Составьте несколько предложений со словом в этом значении.
  5. Так же проработайте остальные значения (кроме технических и специальных).
  6. Проясните происхождение слова.

Уровни овладения программой:

  • Вводный уровень.
  1. учащийся понимает, для чего нужно обращаться к словарю, если встретились непонятые слова;
  2. учащийся знает алгоритм работы со словарём;
  3. учащийся знает основные виды словарей и их специфику;
  4. учащийся знает структуру словарной статьи;
  5. учащийся умеет найти в словаре слово в его исходной форме;
  6. учащиеся получают первоначальные навыки работы со словарями разных типов;
  7. увеличивается словарный запас учащихся.
  • Базовый уровень
  1. учащиеся без труда определяют, какое слово им непонятно в тексте;
  2. учащиеся владеют технологией прояснения слова, регулярно работают со словарями разных типов;
  3. учащиеся умеют найти в словаре нужное значение многозначного слова;
  4. учащиеся начинают прояснять многозначное слово с того значения, которое встретилось им в тексте;
  5. учащиеся свободно составляют предложения с проясненными словами;
  6. учащиеся знакомы с этимологией слов, которые они прояснили, могут отличить иноязычное слово от исконно русского;
  7. учащиеся могут подобрать к слову синонимы, антонимы, используют их в своей речи;
  8. учащиеся хорошо знают значения терминов, изучавшихся на уроках.

Зачеты по программе

  1. Знание технологии прояснения слова.
  2. Виды словарей.
  3. Знание структуры словарной статьи.
  4. Умение найти непонятые слова в тексте.
  5. Умение выбрать значение многозначного слова, которое соответствует контексту.
  6. Умение составить предложение со словом.