Статья «Пилоты разума»

«Пилоты разума» — совместный семинар для учащихся и учителей

Андреев Владимир Иванович,
директор школы «Обучение в диалоге» (Санкт-Петербург)

История вопроса

Методика работы

Результат коллективной работы

Критерии оценки

В нашей школе работает семинар «Пилоты разума». Это дополнительное занятие проводится как для учащихся, так и для педагогов. Работа на семинаре основана на методе поабзацного чтения в парах (методика педагога-новатора Ривина А.Г.). Участники обсуждают интересные и полезные тексты. Это может быть учебная и другая познавательная литература. С выбором темы и статьи для изучения ребятам помогает координатор семинара.

Главная задача работы каждой пары – определить основную мысль nпрочитанного абзаца. Надо записать такую формулировку, которая устраивала бы каждого, необходимо добиться согласия в оценке основной мысли, ведь у каждой личности своё понимание прочитанного. А для достижения этой цели необходимо глубоко осознать суть прочитанного текста, необходимо убедиться, что обоим участникам понятны все слова именно в этом контексте.

История вопроса

Эти занятия проводятся в школе с 2000 года, а для учеников – с 2008. А
школа работает с 1988. Так почему не сразу стал проводиться семинар, ведь
методика Ривина – это основа и для обучения в диалоге и для семинара
«Пилоты разума»?
А ответ прост – на самом деле семинар родился вместе со школой, у них
ведь действительно одна основа. Но, как и всё новое, он строился постепенно:
не было такого руководства «Как и зачем организовать семинар по методике 
Ривина в общеобразовательной школе». Вот и приходилось решать задачи по
мере их поступления.
На первом этапе, изучая трудности, с которыми сталкивались участники
семинара, мы поняли, что для работы необходимы словари, самые
разнообразные – мы их приобрели. В нашей библиотеке их сегодня около
сотни. Но ими надо уметь пользоваться. Для этого надо знать алфавит. Без
знания алфавита любой словарь станет «свалкой» огромного количества слов:
попробуй найти одно среди, например, 30 000, если не понятен порядок.
Также проявились и другие проблемы. Сложно работать с текстом,
выделить основную мысль. Хочется что-то написать, да не умеем. Хочется что-
то сказать, да боимся. Вот и родились пять надпредметных программ:
«Алфавит», «Работа со словарём», «Вдумчивое и осознанное
чтение по абзацам», «Устная речь», «Письменная речь». За
семь лет работы семинара очень логично возникли эти
программы. Семинар «выжал» их из себя. Без них
невозможно работать на семинаре. Теперь это целостный курс
«Учить учиться», одобренный Ленинградским университетом
имени А.С. Пушкина.
Затем, когда надпредметные программы были написаны, в 2008-2009
учебном году начали проводить семинар для детей. Надо было обучать этим
программам учащихся. Где их обучать? Конечно, на семинаре. Семинар
просуществовал два-три года, и мы увидели, что очень трудно его запускать в
начале каждого учебного года – дети забывают методику. И для освоения
методики мы всегда приглашали учителей, знакомых с семинаром, чтобы
помочь детям освоиться. А потом оказалось, что эта совместная работа очень
полезна. И для учащихся, и для учителей. Теперь у нас нет просто семинара для
учеников, есть совместные занятия для учащихся и педагогов.

Методика работы

Алгоритм работы с абзацем
1. Прочитайте абзац.
2. Скажите, о чём говорится в данном абзаце.
3. Найдите ключевые слова.
4. Сформулируйте главную мысль абзаца и
запишите её.
5. Скажите, как связана главная мысль данного
абзаца с содержанием предыдущего абзаца?
6. Озаглавьте абзац и запишите название.
7. Скажите, о чём предположительно пойдёт речь
в следующем абзаце.

Семинар «Пилоты разума» — это
краеугольный камень, это основа основ для
всей деятельности школы. Семинар – это
особая форма работы учащихся и педагогов
над изучением выбранных статей. Материал изучается медленно и вдумчиво,
передвигаясь от одного абзаца к другому, записывая основную мысль каждого
в рабочую тетрадь.
Разбившись на пары, партнеры решают, с чьего текста начать. Владелец
текста, пользуясь конспектом,
пересказывает партнеру ту часть
материала, которая уже была прочитана и
проработана в других парах на
предыдущих занятиях. При этом партнер
внимательно слушает и изучает текст,
проверяя точность и правильность
изложения материала. Затем, убедившись,
что основной смысл донесен до товарища,
все слова поняты, первый участник читает следующий абзац своего текста.
Партнер внимательно слушает и следит по тексту статьи. Дослушав абзац,
партнер помогает выделить и прояснить непонятые слова. После этого
начинается активное общение. Сначала участники обсуждают, о чем говорится
в только что прочитанном абзаце, затем выявляют ключевые слова,
формулируют и записывают главную мысль, дают заглавие абзацу. Причем,
сам ученик ничего не пишет в своем конспекте, все записи делают его
партнеры.
Когда текст одного участника пары проработан, переходят к тексту
второго. Затем пара заканчивает работу, каждый ищет себе нового партнера.
Оптимальное время работы в паре — 15 минут.

Результат коллективной работы

Результатом изучения статьи является доклад. Когда уже прочитано около

20 абзацев, или часть текста пришла к логическому завершению, или прочитана

вся статья, участник семинара делает доклад. Во время выступления докладчик

пользуется только конспектом, который для него писали его партнеры.

Обычно работа над статьей идет довольно долго, может длиться несколько

недель. Надо тщательно изучить каждый абзац, и за одно занятие можно успеть

прочитать не более пяти. Над каждым абзацем работа идет с новым партнером.

То есть получается, что в изучении интересующего тебя материала в течение

долгого времени тебе помогает множество людей. И эта работа перестает быть

только твоей, она становится коллективным делом. Таким образом, представляя

свой доклад, участник представляет результат коллективной работы.

Готовясь к выступлениям, докладчик не только пересказывает изученную

статью, он старается раскрыть проблему, которую поставил перед собой во

время работы. В этом есть своеобразная интрига! Статью изучали всем миром,

а с какой точки зрения тему будет представлять выступающий, узнать можно

только из его доклада. Поэтому участники семинара стараются не пропускать

доклады коллег. Но если все же не удалось поприсутствовать, можно

просмотреть видеозапись — все выступления записываются и размещаются на

сайте школы http://shod.ru/ .

По завершении выступления проходит обсуждение доклада, все

присутствующие оценивают доклад по критериям.

Критерии оценки